История о вечной любви
Метамодернизм
Данный текст направлен на передачу определённого настроения, которое я время от времени наблюдаю в себе и в обществе (в том или ином виде). Относиться к данной работе исключительно как к научной статье не стоит. Не будет Вам списка авторитетных источников, не ждите объёмной проработки терминов.

Наслаждайтесь игрой, ловите посыл.

Понятие "Метамодернизм" молодое, но очень необходимое. Давать его определение сейчас я не хочу. Пускай оно откроется нам чуть позже, как бы само.
А пока мы столкнёмся с такими понятиями как Естественность, Традиция, Модерн, Постмодерн. Это те этапы, которые общественное сознание проходит на пути к осознанности, то есть становясь всё более адекватным реальности. Некоторые этапы, в зависимости от контекста, могут быть неярко проявлены по сравнению с другими. Важно понимать, что трансформация общественного сознания отражает не что иное, как изменение в индивидуальном сознании человека. И эти личные изменения тоже условно можно разбить на периоды: младенчество, детство, ранняя юность, молодость. Стоит отметить, что хоть изменения в сознании общества осуществляются во времени, нельзя твёрдо сказать, что в таком-то году такое-то общество пребывало в "Модерне". Так же и человек может одновременно быть ребёнком (менее осознанным) по отношению к одной теме, и взрослым (более осознанным) — по отношению к другой. Конечно, есть множество трудностей и неоднозначностей в проведении границы между выделенными периодами. Это требует всевозможных уточнений, так как процессы изменения в массовом и индивидуальном сознании не тотальны, а направлены на конкретные феномены. Сейчас на примере такого феномена, как "Бог", мы и рассмотрим, как человек, люди, общество осознавали Бога и меняли своё отношение к Нему.






@Neil Kryszak
I. Естественность.

Естественность как период развития общественного сознания схожа с периодом младенчества в развитии индивидуального сознания. То есть, это такое время, когда человек ещё не опирается на свой интеллект, в нём преобладают инстинкты, и его жизнь направлена на удовлетворение естественных потребностей. Человек не отделён от мира, он слит с ним: как младенец слит с матерью, как неандерталец гармонично встроен в природу. Такой человек много чувствует и почти не думает.

В Естественном периоде нет "Бога", как феномена сознания, но при этом весь мир одухотворён; и такая вечная, такая заботливая природа-мать не называется "Богом" лишь потому, что нет необходимости что-либо называть.

II. Традиция.

Традиция — это детство, а именно, послушание, следование заветам предков. В это время только начинает формироваться индивидуальное сознание, появляется разрыв с матерью, с природой. Этот разрыв приводит к непониманию, возникают первые вопросы (что?, как?, почему?..), возникает "вопрошающий". Именно здесь обычно и появляется такой феномен, как "Бог", который пока успешно удовлетворяет потребность человека получить ответы на появившиеся вопросы. Появляется также потребность назвать отношение человека к Богу, чтобы через это слово, как с помощью гиперссылки, можно было приблизиться к тому чувственному уровню, который нам был доступен ещё совсем недавно, когда мы с Богом были единым целым. И слово это —Любовь. Также получается, что естественный период жизни человека наполнен любовью, только неосознанной.

Период традиции/детства во многом выполняет амортизирующую функцию, обеспечивая более мягкое вхождение в сложный период юности. Первое вопрошание быстро находит ответ в словах родителей/учителей/священников, обеспечивая желанное душевное спокойствие. Вот так, через первые сомнения и первые ответы, человеческое сознание переходит на следующий этап.

III. Модерн

Период Модерна — это такая стадия юности, когда уже развитое, укрепившееся сознание начинает самостоятельно отвечать на важные, волнующие вопросы. Отход от традиционного способа мышления — то есть ответа на вопрос с обязательной ссылкой на авторитет — приводит к личной ответственности. Человек может говорить за себя. Более того, человек может действовать за себя. Ходить или не ходить в церковь; молиться (или обойтись без этого), интерпретировать священное писание… Человек берёт ответственность за то, как он общается с Богом. Такое вот протестантство.

Рефлексия приводит к отделению себя от мира, к некому одиночеству и осознанию желания это одиночество преодолеть. Но так как прежние, традиционные способы стали работать хуже, и от самого слова "Бог" уже не так волнительно, необходимо самостоятельно искать формы, способствующие возвращению в тот естественный период, который пастор называет Раем, а папа — счастливым детством. Тогда было совсем не одиноко.

В качестве форм, помогающих преодолеть разрыв с миром и вновь ощутить ту самую слитость, осмысленную как любовь, могут выступать религия, наука, искусство, а также любовь к другому человеку, которую можно назвать романтической.

В поиске и нахождении путей прихода к Богу и спокойствию проходит человеческая юность.

И вроде бы картина сложилась — финал, овации, победа. Но что-то здесь не так. Я вроде бы верю в Бога, но долгожданное спокойствие всё не настаёт, любовь не возвращается. Всё дело в том, что мои самые благородные убеждения, моя "вера" в Бога, в любовь, в дружбу, в искусство — ничто, до тех пор, пока я не выйду за стены своего интеллектуального замка, не вырвусь за рамки изощрённой системы ценностей и не столкнусь с суровой реальностью, пронзающей меня чувственным опытом, который либо подтвердит, либо опровергнет мои безосновательные прежде убеждения. Об этом же нам скажет легенда о Будде Шакьямуни, или же история персонажа Йозефа Кнехта в романе Г. Гессе "Игра в бисер".

Любые убеждения требуют проверки и подтверждения на деле. Любое осознание требует подкрепления чувственным опытом. Попробуй убедить себя, что "Бог един для всех", когда в мире есть неизлечимо больные и здоровые, нищие и богачи, голодающие и переедающие...

Модерн короновал Разум. Постмодерн устроит революцию, напомнив о Чувстве.

IV. Постмодерн

Период "постмодерна" или бунтующей молодости может давать о себе знать, как До момента Модерна, когда человек начинает выстраивать собственную систему ценностей, так и После. Но постмодерн, как протест, — это всегда реакция. "С какой стати я должен носить крестик/молиться/ходить в церковь? Если Бог в моей душе, то я могу верить в него и без этих атрибутов и ритуалов." — это бунт против традиции, когда ответ "это делали твои бабушка и дедушка" больше не устраивает. "Как можно вообще верить в Бога, когда в мире творится такой абсурд, когда мне так больно, так одиноко! Нет никакого Бога, есть только я, забытый в огромном мире" — это протест, который может быть направлен против себя, своих прежних убеждений. Тяготы жизни: личные страдания и наблюдения за бедствиями, которые терпят другие — всё это очень часто приводит к реакционному атеизму.

Период бунтарской молодости перекраивает "благородные" установки Модерна. Сухие мысли теперь вынуждены мириться с чувственным опытом, который невозможно игнорировать. И, зачастую, столкновение между мыслями и чувствами приводит к конфликту человека с реальностью, приводит к состоянию заброшенности. Прежние дороги, ведущие к Любви, к спокойствию, к единству с миром, теперь не работают, и нужно искать что-то новое.


V. Метамодерн

"Чем-то новым" как раз и послужит Метамодерн, или период зрелости. Вышеупомянутая генеалогия человеческого сознания сама привела нас к необходимости возникновения новой системы ценностей, вобравшей в себя благородные установки Модерна и чувственный опыт Постмодерна. Да, я ощущаю заброшенность и разделённость с миром. Но желание преодолеть это одиночество во мне сильнее гневного протеста в сторону прежних неработающих форм. Человек ищет новые формы, и находит. Всё в той же музыке, дружбе, романтической любви и Боге, но уже осмысленном совершенно иначе. Метамодерн позволяет установить диалог как с развязным атеистом, так и со смиренным прихожанином. Потому что «человек метамодерна» был и тем, и другим.

Я не доверяю тому, кто с самого рождения был воспитан в одной религиозной традиции и в течение всей жизни никуда от неё не отходил. Но я внимательно выслушаю и постараюсь понять того, кто прошёл долгий путь, включающий в себя разносторонний опыт. И этому человеку я доверяю независимо от того, к какому выводу относительно Бога он пришёл, именно потому, что его мысли подкреплены многогранным опытом.

Человек, не закрывающийся от мира в коробку собственных мыслей (сводя всё к чёрному или белому), а способный к сопереживанию, человек ищущий, человек с распахнутым сердцем — вот, что такое ответственный человек. Я замечаю, что несмотря на всю отчаянную силу протеста при взгляде на все беды человеческой истории, так или иначе Любовь никуда не уходит. Просто теперь она становится доступна в новых формах, более конкретных, специфичных, индивидуализированных. Метамодерн — это оправдание Любви, которая не отрицает страдание, но указывает ему на конкретное место.


@andy warhol
Примирить мысли и чувства, боль и Любовь может помочь понимание двузначности Времени, через концепции Нирваны и Сансары, или Онтологического и Онтического. То, что мы думаем и чувствуем — оно так или иначе существует, но это «есть» раскладывается теперь на модусы временного и вечного. И каким бы сильным ни был крик отчаяния, он пройдёт. На смену любой боли неизменно придёт Любовь. Но ты не верь мне слепо. Просто допусти в свой мир идею о том, что Вечное, «неубиваемое» — это именно любовь. А доказательную базу предоставит сама реальность.

Человеческая история приводит к корректировке философских концепций. "Перепрошиваются" идеи гуманизма, понимание "Бога" становится иным, синонимичным "Вселенной", "Потоку".

Претерпевая войны и революции, человечество стремительно идёт к Метамодерну, к зрелому, всё более адекватному отношению к реальности. И эта "реальность" представляет из себя не только Бога, но и всё, что мы можем/пытаемся помыслить, и даже больше. Раса, Нация, Гендер, Ориентация, Семья, Государство — это лишь малая часть из бесконечного числа феноменов, формирующих Реальность в нашем сознании и требующих зрелого, осознанного отношения к себе.

Большая часть из нас вроде бы уже поняла, что наличие другого цвета кожи не значит, что человек хуже или лучше. Но чтобы это понять, была проделана масштабная работа. И она ещё не закончена. Другие темы также требуют осмысления, переосмысления, оправдания. Через убеждённость, через протест, через принятие.

Как история рода человеческого, так и все наши личные страдания выстраиваются в связанную череду причин и следствий, приведших нас сюда. Отбрасывая всё привходящее, Я Здесь и Сейчас. И я люблю.


Автор: Олег Калинин
Made on
Tilda