Приведем здесь и определения истории, принципиальным образом противопоставляющие ее памяти. Во-первых, история всегда проблематична (интеллектуальная и светская операция), она взывает к вечному анализу и критическому осмыслению. Во-вторых, она стремится реконструировать, представить то, чего уже нет, в связи с чем необходимо признать неполноту этой реконструкции. В-третьих, история изгоняет воспоминания из области сакрального, куда их помещает память.
Понятые таким образом история и память представляют собой вечную борьбу противоположностей между собой. Память в этой борьбе оказывается все больше и больше захвачена историей, и на место «истории-памяти» приходит «память, захваченная историей» [4, с.561].
Очевидно, что общество, в котором безусловный приоритет приобрела бы такого рода история, конечно бы, сохранило музеи, архивы и т.д., однако все это было бы окончательно десакрализовано. Рисуя такую картинку возможного социума, Нора говорит, что всеобщий критицизм сохранил бы музеи и памятники, но такое сохранение было бы возможно только ценой лишения того, что делает их местами памяти.
«В конце концов, общество, живущее под знаком истории, оказалось бы не в состоянии обнаружить места, ставшего обителью его памяти» [3, с. 21].
Важно заметить, что история захватывающая память, приводит к «овнешнению» памяти. Можно сказать и наоборот – «овнешнение» памяти может считаться симптомом все большего захвата памяти историей.